Стокгольмский синдром на работе

Стокгольмский синдром на работе

Поделиться

Наверняка многие знакомы с таким термином, широко применяемым в психологии, как стокгольмский синдром. Этот термин описывает защитно-бессознательную связь, произошедшую в случаях нанесения различного рода психологических, моральных, физических травм, в результате которых у жертвы возникает симпатия к агрессору или захватчику. Такая связь может быть, как односторонней, так и взаимной. Другими словами, стокгольмский синдром – это когда человек испытывает симпатию к агрессору, несмотря на то, что тот держит человека в неблагоприятных условиях, большая часть которых направлена на прямую угрозу его жизни.

Но, как это не странно, многие люди, работающие на наемной работе, очень часто испытывают, так называемый, стокгольмский синдром по отношению к своему работодателю, который относится к своим работникам, чуть ли не как к собственным рабам. В результате таких действий со стороны работодателя, работники не увольняются, а, наоборот, не только терпят все условия, но и встают на его защиту. О том, почему же все-таки так происходит, более детально рассмотрим в данной статье.

С чего все начинается?

Стокгольмский синдром на работе, как правило, начинают испытывать сначала некоторые сотрудники, которые со временем психологически воздействуют на других. Конечно, такие факты и тонкости психологии большинство недобросовестных работодателей отлично знают, что помогает им манипулировать и управлять людьми. Но все начинается именно с грамотного подбора персонала. На этой стадии подбирают таких сотрудников, которые не только полностью соответствуют должности, но и подходят под психологический портрет, сформированный недобросовестным работодателем. В результате со временем работодателю удается собрать слаженный коллектив, которым можно всячески манипулировать. Таким образом, сотрудники еще не знают на этой стадии о том, что они полностью психологически схожи друг с другом.

Почему люди начинают испытывать стокгольмский синдром на работе?

Итак, пройдя предварительный отбор, собеседование с представителем отдела подбора персонала и собеседование со своим непосредственным руководителем, человек устраивается на работу. Другими словами, он проходит процедуру официального трудоустройства. После этого, ему показывают рабочее место и что он должен делать. Как правило, в первые дни, недобросовестные работодатели не сильно нагружают работой новичков в компании, чтобы показаться порядочными и доброжелательными. В течение некоторого периода времени (как правило, две или три недели) идет достаточно жесткая психологическая обработка нового сотрудника. Аналогичным образом обрабатывается и весь коллектив компании, чтобы люди придерживались исключительно одной точки зрения и одних и тех же взглядов. В результате через определенный период времени, сотрудники соглашаются выполнять абсолютно любую работу и совершенно забывают, что у них есть не только обязанности, но и права.

Как происходит психологическая обработка сотрудников на работе?

Психологическая обработка сотрудников играет немаловажную роль в формировании коллектива компании, а также в формировании личности на подсознательном уровне абсолютно каждого сотрудника. Рассмотрим более детально как это работает и каким образом работодатели формируют психологию и мировоззрение своих сотрудников.

1. Формирование личности сотрудника

В первую очередь работодателю необходимо заняться формированием личности самого сотрудника, при этом совершенно не важно какую должность он занимает, и каким профессиональными навыками и умениями обладает. Основная цель недобросовестного работодателя в том, чтобы уничтожить личность абсолютно каждого сотрудника. Уничтожение личности происходит не сразу, так как такие действия могут вызвать у сотрудника агрессию, конфликт, что приведет в дальнейшем к увольнению и судебным разбирательствам. Начинается все постепенно и происходит, как правило, поэтапно. Сначала сотруднику ежедневно напоминают, что ему еще нужно набраться опыта (причем, совершенно независимо от опыта работы, квалификации и профессиональных навыков сотрудника), а также, что он должен быть благодарен тому, что именно его взяли на эту должность. Соответственно, у сотрудника со временем обостряется чувство патриотизма к компании, в которой он работает. Ежедневно за сотрудниками следят и указывают им даже на незначительные ошибки, причем совершенно не акцентируют внимание на выполненном, достаточно большом, объеме работы. Это нужно, чтобы у сотрудника сформировалось впечатление того, что он постоянно ошибается и совершенно ничего не делает. Таким образом, работник, со временем, начинает выполнять работы гораздо больше и при этом совершенно не требует повышения заработной платы, так как он благодарен, что его взяли на эту работу. Ведь он начинает постоянно думать, что кроме этого работодателя он совершенно никому не нужен. В итоге, работодатель получает идеального сотрудника, который не только доволен своей работой и благодарен работодателю, но и еще выполняет достаточно большой объем работы практически бесплатно.

2. Иллюзия карьерного роста и дальнейшей перспективы

Любой недобросовестный работодатель отлично понимает, что со временем сотрудник может попросить повышения должности или зарплаты. Чтобы этого не допустить, работодатель создает определенные иллюзии карьерного роста для сотрудников. Как правило, иллюзии построены исключительно на одних обещаниях и выдумках руководства. Происходит это следующим образом, сотруднику постоянно говорят, что нужен стаж работы и чем больше, тем лучше. Далее, обязательно расскажут про профессиональные навыки, которые необходимо освоить. Причем сотрудник совершенно перестает понимать, что может освоить эти навыки самостоятельно или же на специализированных курсах. Понимание самостоятельного обучения у сотрудника в ходе такой психологической подготовки совершенно разрушается, ведь ему ежедневно внушают, что все навыки и умения он приобретет со временем именно на этой работе. В результате через некоторое время сотрудник совершенно забывает про карьерный рост и перспективы, зато отлично помнит, что нужно больше выполнять работы, чтобы обрести необходимых опыт.

3. Иллюзия реальности

Создание для сотрудника иллюзии реальности достаточно продолжительный и довольно сложный процесс, в ходе которого работодатель применяет различные способы воздействия. Основная цель создания иллюзии реальности для работника – это полное уничтожение его желания улучшить свое финансовое положение и обрести финансовую стабильность. Происходит это следующим образом, работнику ежедневно сообщают о том, как во всем мире плохо и что каждый день компании только закрываются, везде царит безработица и голод. Поэтому, он, опять же, должен быть благодарен тому, что не только работает в компании, но и вообще трудоустроен хоть каким-то образом. Также в ход идут «профессиональные сотрудники», которые ежедневно сообщают новости о том, как все плохо и как хорошо работать. Со временем у работника постепенно начинает меняться сознание, и он начинает верить абсолютно всему, что ему говорят на работе.

4. Формирование счастья и радости работника

Недобросовестный работодатель отлично понимает, что если его сотрудники будут ходить грустные и унылые, то к нему в компанию никто работать не придет. Поэтому, он также создает атмосферу счастья и радости своих работников. Происходит это следующим образом, сотрудникам компании постоянно обещают блестящую перспективу дальнейшего роста и развития, а также демонстрируют, что компания стремительно развивается и что у нее большое будущее. При этом, постоянно ссылаясь на то, что во всех других компаниях кризис и сокращения. Таким образом, у сотрудников формируется впечатление того, что они работают в надежной и стабильной компании, которая заботится об их благополучии.

В результате такой постоянной психологической обработки у сотрудников формируется впечатление того, что абсолютно везде все плохо, разумеется, за исключением компании, в которой они работают. Также, они с каждым днем постепенно забывают о реальности и продолжают свое развитие только в рамках этой компании. Причем развитие подразумевает исключительно то, чтобы выполнять как можно больше совершенно однообразной и примитивной работы, которая сотрудникам со временем кажется ответственной и наиболее важной. Более того, сотрудники стремятся работать еще больше, так как благодарны тому, что их вообще взяли в эту компанию, так как они сформировали о себе мнение, что они совершенно бездарные и абсолютно ничего не умеют. В итоге, у работников компании появляется чувство долга и ответственности, что подталкивает их к защите своего работодателя.

Как начинают испытывать стокгольмский синдром на работе?

Разумеется, после правильной и достаточно периодичной психологической подготовки сотрудники начинают испытывать коллективно стокгольмский синдром. Особенно, он получает свое развитие, когда в компании начинаются определенные трудности, которые совершенно невозможно скрыть от сотрудников. Одними из самых распространенных проблем являются нехватка сотрудников, недостаток бюджета и задержка заработной платы. Рассмотрим, как это работает и как начинают реагировать сотрудники на такие моменты в компании.

Проработав некоторый период времени в компании, сотрудники уже привыкли к условиям труда и к своему месту работы, причем, некоторые совершенно не представляют другой работы. Когда в компании начинаются трудности, которые совершенно невозможно скрыть от работников, обязательно проводятся коллективные собрания. На таких корпоративных событиях основная цель работодателя внушить работникам мысль о том, что они должны еще больше трудиться, чтобы спасти компанию. При этом, руководство совершенно не дает каких-либо обещаний и надежд. Другими словами, сотрудники должны просто выполнять как можно больше работы, причем даже такой, которая не входит в их должностные обязанности, абсолютно бесплатно, чтобы компания, к примеру, возобновила выплаты по заработной плате. Работники, испытывающие первыми стокгольмский синдром постоянно «подбадривают» своих коллег мотивирующими словами, фразами и выражениями, такими, как: «Мы должны спасти компанию!», «Мы еще не заработали себе за заработную плату», «У нас категорически не хватает людей, поэтому, мы должны выполнить за них работу, чтобы компания процветала», «Сейчас везде трудности и Вы не должны паниковать и увольняться». Вот с помощью таких мотивационных речей, люди работают годами без заработной платы и при этом, совершенно не подают жалобы и даже не думают о том, чтобы уволиться и подать в суд на работодателя. Разумеется, заработную плату им выплачивают, но только самыми маленькими частями (чтобы человеку хватило на дорогу до работы и на еду), в результате чего у сотрудника формируется представление о том, куда он будет тратить накопившуюся огромную заработную плату (особенно, когда задержка выплат более полугода). Но с каждым днем сумма долга перед работником только увеличивается, но при этом он патриотично выполняет не только свои обязанности, но и работает за двоих или даже за троих сотрудников. Также, если этому человеку его знакомый или друг, который работает в совершенно другой организации, начинает приводить весомые аргументы для того, чтобы он поменял свою точку зрения и уволился из компании, то он подсознательно начинает защищать свое место работы и даже вести себя агрессивно. Человек совершенно перестает слушать своих знакомых, друзей, родных и близких, и постоянно встает на защиту компании, в которой он работает. Вот именно таким образом и происходит стокгольмский синдром на работе.

Как помочь человеку, испытывающему стокгольмский синдром на работе?

Помочь человеку, который испытывает стокгольмский синдром на работе, можно самостоятельно, но при этом действовать нужно очень осторожно, чтобы не сломать его психику. В таких случаях на человека совершенно сложно воздействовать, чтобы кардинально поменять его точку зрения и изменить его мнение в отношении недобросовестного работодателя. Одним из наиболее эффективных методов воздействия на него, является только определенный период времени, в течении которого он должен отдалиться от текущей работы и при этом не общаться со своими коллегами. К примеру, можно уговорить его взять отпуск и в течение этого времени вести с ним продуктивную работу. Помните, что в некоторых случаях, таким людям потребуется помощь профессионального специалиста, так как у них может быть довольно серьезная психологическая травма. Но в большинстве случаях, людей просто необходимо отдалить от такого места работы, разорвать какие-либо связи с коллегами, хотя бы на время, и уговорить их на поиск подходящей работы. Таким образом, человек, после того, как найдет новую и хорошую работу, постепенно начнет меняться в лучшую сторону. Со временем у него вернется чувство реальности, и он осознает какие ошибки он совершил. Главное – это показать человеку, что его жизнь не зациклилась только на одном месте работы и что если он приложит какие-либо усилия, то вполне осознанно будет двигаться дальше.

В заключении статьи стоит добавить следующее, что если Вы на работе стали замечать совершенно нездоровую обстановку на работе, которая провоцирует у Вас формирование стокгольмского синдрома по отношению к руководству, то обязательно в свободное время проанализируйте компанию, где Вы работаете. Помните, что не нужно выполнять чужую работу абсолютно бесплатно, как бы Вас к этому не подталкивали. А если в компании начали задерживать выплаты по заработной плате, то незамедлительно приступайте к поискам нового места работы. Не стоит ждать, что все в один момент наладится, нужно четко представлять дальнейшие перспективы. Таким образом, Вы сможете себя обезопасить от психологического воздействия недобросовестного работодателя и не дать ему испортить всю Вашу жизнь.



Поделиться